"Нашa Партия" является внепарламентской оппозиционной политической формацией, позиционирующейся как про-молдавская партия, выступающая за сбалансированную внешнюю политику между Востоком и Западом. Мы убеждены, что для Республики Молдова на сегодняшний день первостепенной является не геополитика, а решение проблем страны и её граждан.

Информация
© ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ НАША ПАРТИЯ, 2025. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ
(СТЕНОГРАММА) Заявление лидера парламентской фракции Нашей Партии Ренато Усатого после консультаций с президентом Майей Санду

23.10.2025
∙
160 Просмотры
Вопрос: Господин Усатый, вы пробыли там 15 минут. Господин Костюк продержался всего 30 секунд. А вы 15 минут — и в хорошем настроении. Как прошло? О чем вы говорили?
Ренато Усатый: Первый вопрос, который нам задала госпожа президент — есть ли у нас кандидат на должность премьер-министра. Ответил ей прямо: кандидат есть, но мы реалисты. Мы прекрасно понимаем, что кандидат может быть выдвинут только парламентским большинством, которого у нас пока нет — подчёркиваю, пока. Но мы будем работать над этим.
Сегодня мы не можем предложить кандидата на должность премьер-министра. Кроме того, нам пока не ясно, кто будет следующим премьером. Мы пришли с посланием к госпоже президенту: было бы правильно придерживаться того, что обещалось в президентской кампании и о чём говорилось до парламентских выборов.
Если мы действительно хотим сегодня объединить общество, если хотим, чтобы дела в Республике Молдова изменились к лучшему, и чтобы как можно больше людей были вовлечены в этот процесс, то было бы хорошо, если бы правительство не формировалось по политическим критериям.
Было бы разумно пригласить представителей разных партий, включая внепарламентские.
Я привёл пример: если какая-то партия получила всего 2 %, но у неё есть лучший кандидат, скажем, на пост министра здравоохранения или главы агентства, почему бы его не пригласить только потому, что партия набрала 2 %? Вот это и было нашим посланием.
Госпожа президент сказала, что после того, как будет официально выдвинут кандидат, тогда и начнутся обсуждения. Мы это понимаем.
Я искренне высказал своё мнение о господине Мунтяну. Лично я его не знаю, но как только появилась информация, что он будет выдвинут, я позвонил в Румынию и Украину, нашёл людей, которые его знают много лет.
Могу сказать, что одно меня радует: он из бизнес-среды и он экономист. У меня нет ничего против тех, кто из науки, полиции или юриспруденции, но его деятельность говорит о серьёзном опыте.
Однако даже если господин Мунтян будет самым лучшим кандидатом в премьеры, но половина кабинета будет состоять из министров, которые не отличают курятник от комбайна, то они погубят любого премьера. Надеюсь, у нас будет диалог и мы узнаем, какова его позиция.
Вопрос: То есть вы поддержите кандидатуру господина Мунтяна?
Ренато Усатый: Ещё раз: если я сейчас говорю о нём положительно, это не значит, что завтра я скажу что-то другое. Но по Конституции нельзя голосовать отдельно за премьер-министра и отдельно - за членов правительства. Если бы можно было, я уверен, он получил бы 90 голосов из 101.
Я надеюсь, что мы не просто все вместе узнаем о кандидатах в министры. Было бы правильно, чтобы их имена были известны до голосования, чтобы господин Мунтян смог обсудить их со всеми фракциями, в том числе с внепарламентскими партиями. Я буду настаивать на этом.
Люди добрые, пора заканчивать с такой политикой, когда несколько партий создают коалицию, а потом оказывается, что Либеральная партия получает Министерство инфраструктуры, а господин Шалару, бывший ветеринар, вдруг становится специалистом по инфраструктуре.
Вопрос: Господин Усатый, по вашему мнению, среди нынешних министров есть те, кто достоин оказаться в новом кабинете министров?
Ренато Усатый: Я всегда был корректен по отношению к своим оппонентам. Если я говорил положительно о господине Спэтарь и господине Попеску, значит, я уважал их профессионализм.
Вопрос: То есть вы хотели бы видеть в составе нового правительства господ Попеску и Спэтарь?
Ренато Усатый: Любой гражданин, который может принести пользу стране, должен быть вовлечён — неважно, называет ли он язык румынским или молдавским, жил ли он в Украине, Румынии, Германии, США или даже в России. Мне нужны люди, которые не просто делают политические заявления, а реально меняют страну.
Знаете, с европейскими ценностями и стандартами у нас всё в порядке, а вот с их реализацией — гораздо хуже, чем во многих странах мира.
Вопрос: У вас есть предложения по кандидатурам министров?
Ренато Усатый: Что касается других министерских постов — эти обсуждения нужно вести с господином Мунтяном. Сегодня просто бросаться именами в заявлениях было бы неправильно.
Вопрос: Вы говорили, что можете предложить кандидата на пост премьер-министра. Кто это?
Ренато Усатый: Знаете, когда у нас будет большинство, мы представим и своих кандидатов. Дайте немного времени — вчера был первый день работы парламента, я ещё не успел как следует разобраться.
Вопрос: Почему вы говорите о большинстве? Вы полагаете, что после Нового года будет реконфигурация парламентского большинства?
Ренато Усатый: давайте я вам приведу всего два момента, которые уже произошли или сегодня еще происходят. Я наблюдал, как позавчера ночью в одном из кабинетов некоторые уже делили должности будущих вице-спикеров, а в другом делили министров. И когда я увидел, откуда предлагаются люди на эти посты, на должности в национальные агентства, я понял, что это становится проблематичным. Уже сейчас, все это пока не официально, но уже есть проблемы.
Вопрос: Диалог у нас был конструктивный и цивилизованный?
Ренато Усатый: Я понимаю, что было много спекуляций — в том числе о моих выступлениях. В том числе о некоторых ситуациях, когда я использовал определенные выражения. Но вы хоть раз видели скандал с моим участием, когда я встречался с дипломатами, или, например, с министрами иностранных дел Румынии или Франции? Нет.
Просто есть категория людей, которые, к сожалению, иначе не понимают.
Если мы действительно хотим сделать что-то для страны, нужно искать общий язык. Поверьте, если бы мне было надо, я бы вам в три секунды сделал пару громких новостей, таких, что консультаций не было бы ни сегодня, ни завтра. Но я живу в Молдове, здесь мои родители, мои дети, и я хочу настоящих перемен. И для этого действительно нужно искать общий язык.
Я не могу принять то, что, например, произошло вчера в парламенте, когда один великий, хорошо известный в стране и за рубежом политик, у которого в кабинете на стене висит тот календарь, вы помните, тот кулек черный или коричневый, не помню уже точно, какого цвета – так вот, после стольких лет в политике, в течении которых нас травили, разрушали, снимали с выборов, после всех тех глупостей и давления на меня, моих коллег, членов наших семей – и он вчера ко мне подходит с предложением. «Слушай, Ренат, давай создадим коалицию, жесткую оппозицию». Индюшиную оппозицию, проще говоря.
Но я себе не изменяю. Если уж я однажды, и не раз, высказался публично обо всем, что касается выращивания птиц, то он что думает? Что я сейчас перейду на тяжелую промышленность? Конечно нет! А в интернете уже появилось — вот, Усатый с Додоном. Так что не думайте, что то, что я сказал вчера, как – то отличается от того, что я говорил раньше.
Если мы хотим изменить страну, нужно уважать волю всех граждан — и тех, кто голосовал за парламентское большинство, и тех, кто голосовал за партии, которые не прошли в парламент.
Мы четко сказали: не надо политики. Любую инициативу, полезную для граждан и страны, мы поддержим без каких-то переговоров, договоренностей — и неважно, кто её предложил.
Но не надо впадать в нереалистичный популизм — обещать по 50 000 леев каждому пенсионеру невозможно. Если кто-то таким образом пытается заработать баллы перед выборами – мы не с ним.
Вы видели - вчера я ничего с ним не обсуждал, ничего нового не говорил — просто если он не понял с первого раза – пришлось повторить.
Вопрос: Вы уже осмотрели парковку парламента, заметили там конкурентов? Видели микроавтобус господина Костюка?
Ренато Усатый: Меня не интересует, кто приезжает на микроавтобусе, кто на самокате. Давайте, я завтра куплю ГАЗ-66, и на парковке тогда никому места не хватит. Понимаете?
Вопрос: Вы довольны офисом, который вам выделили?
Ренато Усатый: Меня не интересует кабинет, этаж или номер офиса. Если бы захотел, я бы придумал сотни тем, чтобы постоянно быть в центре внимания журналистов, но мне это не нужно.
Вопрос: Господин Усатый, давайте уважать закон и европейские ценности — без дискриминации. Вы вчера упомянули низких людей с узкими губами.
Ренато Усатый: Никакой дискриминации. Господин Траян, вчера я ясно сказал: я привёл пример про мою покойную бабушку, прости ее господи. Она мне говорила опасаться маленьких людей с тонкими губами, и я вчера так и сделал — но журналисты это вырвали из контекста.
Но если серьезно – если мы действительно хотим перемен, хотим другую политику, другую культуру политики –не было бы правильно, чтобы он, будучи выдвинут в спикеры и, если он реально хотел перекинуть мост дружбы с оппозицией, как он утверждал, провел консультации со всеми фракциями? Было бы прекрасно, если б кроме 55 их голосов за него проголосовали бы два-три человека из других фракций. Это был бы красивый и объединяющий жест.
Вопрос: Поэтому мы спросили у вас, волновались ли вы.
Ренато Усатый: Нет, это были не эмоции. Я не волновался. Разве я вчера не держался достойно, даже хорошо?
Вопрос: Вы претендуете на какие-нибудь комиссии в парламенте?
Ренато Усатый: Все эти вещи, к сожалению, обсуждаются «за кулисами». Там распределяют должности, комиссии, вице-председателей. И я сейчас говорю об оппозиции и власти, поэтому я и удивился. Но мы готовы участвовать конструктивно. Потому что мы не можем, например, господина Иванова, отправить в комиссию по здравоохранению. Ясно, что мы предложим его в комиссию по сельскому хозяйству. И точно так же поступим с остальными – исходя из их области.
Нужно прекратить ситуации, когда ветеринар Шалару становится министром инфраструктуры, а потом министром обороны. Хотя, может, ветеринары и справляются лучше.
Вопрос: Вероятно, у нас будут досрочные выборы башкана. Будет ли у Нашей Партии свой кандидат?
Ренато Усатый: Мы еще не думали над этим. Позиция Нашей Партии всегда была такой: мы участвуем не ради галочки. За 30 лет независимости многие партии выставляли кандидатов где надо и не надо лишь ради финансирования, а не потому, что они были нужны людям.
Я всегда говорил: не лезьте в регионы, где люди и так побеждают с 70–80 % — Дрокия, Фалешты, Глодяны, Кантемир и другие. Там выигрывали наши кандидаты, несмотря на визиты Санду, Додона или Гречаной. Точно также никто не должен вмешиваться в дела Кагула, где всегда люди поддерживают примара Дандиш, или такой же случай с примаром Страшен. Они выигрывают, не партии, не красные, не желтые или зеленые.
В Гагаузии меня не кандидат интересует. Там тоже нужно работать честно. Ну, я мог бы там взяться, тем более что мне проще говорить на русском.
Я окончил русскую школу, других не было, а румынский совершенствую постепенно, но это не делает меня плохим человеком.
Когда я был примаром Бельц, все документы подписывались на двух языках — на одной стороне молдавский, на другой — русский. Так я и выучил язык, и все языковые конфликты закончились.
Вот так нужно работать и в Гагаузии, и в Тараклии.
Вопрос: Вы за 30 секунд использовали «румынский» и «молдавский». Как, по-вашему, правильно?
Ренато Усатый: Я с детства называю язык молдавским. Но рад, что в Нашей Партии половина, может больше, называет его румынским, а половина — молдавским. Это значит, что мы всех объединили, и меня это больше всего радует.
Когда пожарный приходит тушить пожар, никто не спрашивает, как он называет государственный язык. Главное, чтобы он тушил огонь. Так же и в политике.
Вопрос: Как вы считаете, если господин Мунтяну станет премьером, должен ли он будет взаимодействовать с примарами, как минимум, крупных городов, более тесно? Вы сами были примаром Бельц. Встречались с господином Стурзой, который был кандидатом в премьером – министры тогда.
Ренато Усатый: Кстати, вот еще немного о политической культуры: Стурза говорил обо мне хорошо, только пока был кандидатом. Он приехал, когда я как раз после вечеринки пил чай с ромашкой. И вы видели, как он красиво говорил? И на русском, и на румынском. Вот это и есть показатель политической культуры: когда человеку что-то нужно, он приятный; когда нет — всё меняется.
А в целом, с моей точки зрения, премьер должен встречаться с примарами. Я много раз говорил о национальном проекте «Три столицы»: Кишинёв, Бельцы и Кагул.
Если хотим эффективное правительство, примары этих трёх муниципиев должны быть членами правительства. Я говорю это, исходя из многолетнего опыта, это принесёт реальные результаты и будет очень эффективно.
Спасибо большое.
Комментарии
Популярные Посты

Кишинёв: Наша Партия закладывает основу сильной муниципальной организации и запускает первичные структуры по секторам
31/05/2025
15769 Vizualizări

Наша Партия начала избирательную кампанию в селе Редюл Маре, где Ренато Усатый провёл детство, и представила 29 готовых законопроектов
29/08/2025
15723 Vizualizări

Ренато Усатый: Обязательная служба в армии должна быть отменена! В армию – только по контракту! Ещё одна инициатива Нашей Партии
08/09/2025
13403 Vizualizări

Ренато Усатый: Ни одной пенсии меньше 5000 леев в месяц и индексация по уровню инфляции! Наша Партия знает, откуда быстро взять на это деньги!
11/09/2025
9567 Vizualizări

В Сынжерей 126 человек получили партбилеты Нашей Партии, созданы 9 новых первичных организаций. Продолжается расширение политформирования под руководством Ренато Усатого
25/05/2025
8549 Vizualizări

Ренато Усатый: Строительство канала «Dunărea Moldovei» для развития портовой инфраструктуры, удешевления импорта, увеличения экспорта и развития туризма – один из приоритетов Нашей Партии
16/09/2025
8106 Vizualizări

Наша Партия укрепляет позиции: Теперь и в Хырбовэц, Анений Ной
17/05/2025
8042 Vizualizări

Ренато Усатый: «Госучреждения будут закупать только отечественную продукцию – это и поддержка производителей, и качество для людей!»
06/09/2025
7470 Vizualizări
Новостная рассылка
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте подборку интересных статей каждую неделю